Уголовные дела, возбужденные по факту совершения неосторожного преступления при оказании медицинской помощи, являются наиболее сложными в расследовании, как для стороны обвинения, так и для стороны защиты. Это обусловлено, прежде всего, тем, что процесс исследования события преступления, анализ и оценка собранной информации предполагают использование большого понятийного аппарата, не ставшего ещё традиционным для юристов – адвокатов и работников правоохранительных органов.
В правовом аспекте ятрогении есть общественно опасные последствия нарушений регулируемых государством отношений в системе “врач – пациент”, в частности, нарушений врачом установленных правил оказания медицинской помощи, имеющих значение медицинских технологических стандартов.
Анализ сложившейся судебной практики в России показывает, что преступными признаются только те действия, которые нельзя считать логичными в лечении конкретных заболеваний или они грубо нарушают правила оказания медицинской помощи, общепризнанных технологии проведения каких-либо медицинских процедур.
Таким образом, наступление смертельного исхода или вреда здоровью пациента ещё не означает, что совершено преступление, что действия врача виновны. Тяжкие последствия могут наступить вследствие несчастного случая (казуса).
Следовательно, по уголовным делам о ятрогенных преступлениях, работа адвоката по защите медицинского работника должна быть построена на том, что потерпевшему была оказана адекватная, своевременная, достаточная, обоснованная, безопасная, оптимальная медицинская помощь.
Ярким примером такой работы является уголовное дело, возбужденное районным следственным отделом СК РФ по УР, по факту совершения неосторожного преступления при оказании медицинской помощи.
В ходе предварительного расследования адвокаты Марданшин Р.А. и Байрамов Р.Г. смогли доказать, что медицинские работники ответственно выполняли весь технологический цикл медицинских мероприятий в отношении пациента больницы, не нарушали правила оказания медицинской помощи, соблюдали требования медицинских технологий. Выбор методики и тактики оказания медицинской помощи в отношении пациента был обоснованным и верным, что исключало наличие состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 109 УК РФ – ненадлежащее исполнение субъектом возложенных на него профессиональных обязанностей, то есть нарушение правил оказания медицинской помощи, повлекшее необоснованный выбор методики и тактики врачевания, несоблюдение требований медицинских технологий и т. д.
По итогам расследования уголовное дело было прекращено.