Закон ― величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но проходят мимо».
Ипполит Тэн.
Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» и Кодекс профессиональной этики адвоката, регулирующие вопросы соблюдения адвокатской тайны, закрепляют запрет на вызов и допрос адвоката в качестве свидетеля об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением профессиональных обязанностей.
Свои разъяснения по данному вопросу неоднократно давал Конституционный суд РФ, согласно которым УПК РФ не исключает право адвоката дать показания в случаях, когда сам адвокат и его подзащитный заинтересованы и согласны огласить те или иные конфиденциально полученные сведения. В противном случае, может оказаться нарушенным конституционное право человека на судебную защиту.
Однако, указанные императивные требования Закона и основополагающие разъяснения Конституционного суда РФ были проигнорированы одним из следователей СУ СК РФ по УР, расследующим уголовное дело в отношении обвиняемого С., защиту которого осуществляет адвокат Байрамов Р.Г.
В целях создания искусственных оснований для отвода защитника от участия в уголовном деле, следователем адвокату Байрамову Р.Г. направлена повестка о вызове на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу в отношении обвиняемого С. На основании этого, следователем в этот же день вынесено постановление об отводе защитника Байрамова Р.Г. от участия в уголовном деле.
Понимая, что указанные действия следователя являются явно незаконными и могут повлечь за собой нарушение права С. на защиту и разглашение адвокатской тайны, адвокат Байрамов Р.Г. незамедлительно обжаловал их в суд в порядке ст.125 УПК РФ.
Выслушав доводы защитника, Индустриальный районный суд г. Ижевска, признал повестку о вызове на допрос в качестве свидетеля адвоката Байрамова Р.Г. и постановление об его отводе от участия в уголовном деле, вынесенное следователем СУ СК РФ по УР, незаконным и необоснованным, и обязал устранить допущенное нарушение закона.
В настоящее время адвокат Байрамов Р.Г. восстановлен в правах и продолжает осуществлять защиту Доверителя по уголовному делу.